Медичне спадщина священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Історія і сучасність

Медичне спадщина священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Історія і сучасність

Медичне спадщина священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Історія і сучасність від компанії ІНТЕРНЕТ МАГАЗИН "ХРИСТИЯНИН" церковне начиння - фото 1
60 ₴
Оптові ціни
55 ₴ від 3 шт.
50 ₴ від 10 шт.
Мін. сума замовлення 100 ₴
Немає в наявності

Доставка

Детальніше про доставку

Оплата

Характеристики

Код товару
60782
Тип
друковане видання
Мова видання
російська
Вид палітурки
тверда

Опис

Медицинское наследие священномученика митрополита Серафима (Чичагова) ... История и современность». ... Отличительной чертой медицинской системы Чичагова является индивидуализация лечения, применение закона ...

 

Митрополит Серафим (Чичагов), видный деятель Русской Православной Церкви, был прославлен общецерковно как священномученик в сонме Собора новомучеников и исповедников Российских в 1997 году.

Главным делом жизни митрополита Серафима (Чичагова) было служение Русской Православной Церкви. Особую заботу он проявлял в отношении возрождения христианской жизни в народе. Разносторонне одаренный, Леонид Михайлович Чичагов (композитор, художник, философ, богослов) является автором известной книги «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Желание максимально помогать страждущим привело митрополита Серафима к занятиям медициной, которую он самостоятельно досконально изучил, в том числе и народную. Свой исторический анализ развития медицины с момента ее зарождения до ХХ века, а также оригинальный новый подход проверочной диагностики заболеваний и новые принципы лечения он изложил в двухтомном труде «Медицинские беседы».

«Медицинские беседы» были написаны в ХIХ веке, получившем название «нервный век». Л.М. Чичагов в «Медицинских беседах» дает четкую и краткую характеристику состояния здоровья людей своего века: «Чрезмерное напряжение или истощение нервов – есть эпидемическая всеобщая боль людей ХIХ века».

«Возникшее в «медицинской касте» разногласие в способах лечения (аллопатией, гомеопатией, гидпопатией, гигиеной и др.) привело к тому, что большинство людей окончательно спуталось в понятиях о медицине, об истинных причинах своих болезней и рациональных способах лечения» (Л.М. Чичагов). В «Медицинских беседах» митрополит Серафим поясняет, что его «система Л.М. Чичагова» родилась из всестороннего изучения медицины и существующих ныне методов лечения. Основные положения системы базируются на учении Гиппократа о болезни, гомеопатическом законе подобия и эмпирическом знании народной медицины. Он признает себя «составителем не новой медицины, а новой фармакологии, новой дозировки лекарств и нового их употребления, изобретателем проверочного способа диагностирования болезней (с помощью лекарства) и сторонником предохранительной медицины».

Отдельные положения «Системы Л.М. Чичагова» вызывают особый интерес.

1.Причины болезни кроются в нарушении правильного кровообращения вследствие болезненного состава крови.

2.Правильное состояние крови поддерживается, если ей непрерывно доставляются необходимые для питания вещества и беспрерывно удаляются из нее вредные.

3.Кровь делается источником всех болезней, если в ней будут задержаны и скопятся негодные и вредные вещества, которые должны быть выведены из нее различными органами тела.

4.Болезненность крови, если она не врожденная, может быстро развиваться от неправильности в образе жизни.

5.На состояние крови влияет расстройство нервной системы. Нервы могут быть насильственно истощены страстями и пороками, чрезмерным напряжением и мозговым истощением.

6.Предрасположенность к известным болезням есть не что иное, как скрыто существующая болезнь, сопровождающаяся расстройством кровообращения.

7.Диагноз болезней должен состоять из исследования наружного вида больного и его физического самочувствия (осмотра), из допроса субъективных ощущений больного, из исследования объективных симптомов (с помощью ощупывания, выслушивания) и из контрольного диагноза с помощью лекарств.

Кропотливая индивидуальная лекарственная диагностика Л.М. Чичаговым применялась для проверки диагноза в сомнительных случаях и заключалась в контрольном назначении больному водного раствора лекарства по 1 чайной ложке ежеминутно: «…6 чайных ложек довольно, чтобы выяснить симптом действия лекарства». При этом больной должен был следить за своими ощущениями (нет изменения, либо улучшение, либо ухудшение), а врач – оценить их. Если изменений в состоянии нет, возможен неверный диагноз, и следует дать другое лекарство.

8.В лечении больных должен соблюдаться принцип индивидуализации каждого случая.

9.Особенность его фармакологии – использование преимущественно неядовитых средств, главным сырьем для которых служили «исключительно для человека созданные в природе деревья и кустарники». Его опыт показал преимущество древесных перед травяными средствами для оздоровления болезненной человеческой крови». При лечении травами он использовал рецепты народной медицины.

10. Особенность дозирования лекарственных средств – это использование малых доз в разных концентрациях. «Мера лекарства должна равняться такому количеству, которое будучи принято, не достигает желудка и расходуется на смачивание слизистой оболочки рта, горла, пищевода... Все должно даваться в размере 1 чайной ложки. …Мои лекарства имеют действие исключительно по пути до желудка». Число приемов лекарства на день зависит от характера болезни (острая или хроническая), а также степени расстройства кровообращения. По опыту он определил, что действие принятого лекарства оканчивается в течение 1-2 часов.

Признавая для себя обязательным гомеопатический закон подобия (многие вещества, в зависимости от доз и количества приемов, имеют совершенно противоположные физиолого-терапевтические действия), он не был гомеопатом, как некоторые считают, хотя и назначал малые дозы препаратов в различных концентрациях. Приготовление лекарств у него было «иное, чем у гомеопатов». Он использовал преимущественно водные растворы одного лекарства растительного происхождения. Моментальный эффект малых доз применяемых им лекарств, действующих исключительно «на пути до желудка», по его мнению, обусловлено динамическим, а не химическим действием.

Таким образом, в основу своей системы Л.М. Чичагов положил учение о болезни Гиппократа: «Болезнь есть нарушение обмена веществ или равновесия в организме, т.е. нарушение правильности кровообращения вследствие болезненного состояния крови», – которое дополнил некоторыми принципами гомеопатического лечения (закон подобия и дозирование лекарств малыми дозами) и эмпирическим опытом народной медицины. Им были разработаны новые дозировки лекарств, новое их употребление и изобретен «проверочный способ диагностирования болезней» с помощью лекарства.

Митрополит Серафим пользовался огромным авторитетом как врач. По его воспоминаниям число его пациентов составляло 2000 человек.

Некоторые из приведенных положений, изложенных в «Медицинских беседах» Л.М. Чичагова, актуальны и в наш ХХI век. Владыка Серафим подчеркивал важность здорового образа жизни в поддержании здоровья, отмечая, что страсти и пороки, чрезмерное напряжение, несбалансированное питание могут привести к расстройству нервной системы. В лечении он был противником смешения лекарств (полипрагмазии). Он считал необходимым соблюдение индивидуального подхода при лечении больного. Он утверждал: «Всякая болезнь излечивается не иначе, чем при помощи сил организма, а постороннее пособие играет роль подспорья в природе». Был он также сторонником предупреждения болезней или профилактической медицины.

Вызывает огорчение и сожаление, что в последнее время среди православных людей имеет популярность медицински безграмотный метод оздоровления, называемый «Здоровье по Чичагову». Так, некая «псевдоцелительница» и «практикующий врач» К.П. Кравченко, спекулируя именем глубокопочитаемого митрополита Серафима (Чичагова), обманом добилась популярности у доверчивых людей, увлекающихся самолечением.

Эпидемия лечения по методу так называемого «практикующего врача» К.П. Кравченко достигла из Московской, Владимирской областей и Краснодарского края и Тюменской области.

Чтобы остановить повальное увлечение опасной для здоровья методикой К.П. Кравченко, приводим выдержки из комментария священника-врача о. Георгия Шинкаренко (Собор Рождества Христова, г. Александров):

«Безграмотная по существу, «система лечения К.П. Кравченко» не имеет ничего общего ни с официальной медициной, ни с системой подвижника ХХ века священномученика Серафима (Чичагова) и его именем. Его именем она прикрывает собственные бредовые измышления. Предложенные этой целительницей способы лечения «сбоев» в эндокринной системе, инфекционных, онкологических заболеваний, укрепления иммунной системы большими дозами декариса вредны для здоровья. Свои псевдонаучные методы она прикрывает якобы благословением анонимных старцев».

Игумен Тихон (Барсуков) утверждает, что она никогда не практиковала в медсанчасти Троице-Сергиевой Лавры. На дисках с записью ее лекций самочинно поставлен логотип студии «Обитель Троице-Сергиевой Лавры».

Ее диски и брошюры имеют ярко выраженный лженаучный и псевдоправославный характер. На них отсутствует гриф «Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви», их распространение в Церкви незаконно.

В социальной сети «В контакте» православными медиками создана группа «Опасная деятельность К.П. Кравченко» http:vk.com/club43549603, где приведены свидетельства пострадавших от ее деятельности, экспертизы врачей, отклики священников. К сожалению, и у нас уже имеются случаи, когда у больных после «лечения» большими дозами йода по методу К.П. Кравченко был спровоцирован рост злокачественных опухолей. А ведь главным принципом медицины является «Не навреди!». На наш взгляд, особо преступным является гриф на изданных ею безграмотных брошюрах «Разрешено для детей старше 12 лет».

Желание немедленного излечения, поиски «чудодейственных православных» средств приводят к игнорированию рекомендаций профессионального врача не испытывать на себе порой губительные для здоровья советы «оздоровителей» и «целителей», в том числе К.П. Кравченко.

«Здоровье есть драгоценный дар Божий, и доставляет удивление, что в наш практический век, научивший всех недоверчивости и скептицизму, многие люди продолжают им распоряжаться безотчетнейшим образом» (сщмч. Серафим). Эти слова можно отнести и к нашему ХХI веку. В заключение своей монографии «Медицинские беседы» митрополит Серафим напоминает изречение из «Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова»: «Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сирах. 38, 4).

Л.Ф. РУДНЕВА,
заслуженный врач РФ,
доктор медицинских наук,
профессор ТюмГМА